Так как мы с вами живём во времена царствования бизнеса, корпоративные отношения складываются в отдельную, собственную культуру. И тем, кто в этом «супе варится» нужно иметь представление о том, что такое виды корпоративной культуры или её элементы. Так мы сможем чётко представлять свои роли.

Виды и элементы корпоративной культуры

Виды корпоративной культуры

С тех пор как корпоративная культура начала обретать собственные чёткие очертания, многие исследователи этой области стали задумываться о точной классификации всех бизнес-отношений внутри коллективов. Конечно, в первую очередь иметь представление о том, какие отношения сложились внутри компании, должен шеф. Поскольку такие знания помогут лучше строить бизнес. Итак, корпоративная культура: понятие, виды.

Что такое вообще корпоративная культура? Если кратко, это совокупность отношений внутри рабочего коллектива. Какие есть виды этой культуры? Начнём с того, что разные исследователи дают разную классификацию, но так как в целом она схожа, обратимся к более популярной классификации Д. Зонненфельда. Он выделяет следующие виды корпоративной культуры.

  • Бейсбольная команда. Как и в спорте, «лишние» люди здесь просто не приживутся. В данном случае важен каждый сотрудник, его личные качества, каждый будет выполнять свою уникальную роль. Плюсы данного вида – нет «лишних» сотрудников, каждый чётко знает, какие обязанности на нём лежат, каждый будет стараться доказывать, что он достоин своей должности, проявляя лучшие индивидуальные качества. Минусы – такой вид может существовать только в маленьких компаниях, каждый сотрудник незаменим и с его уходом может произойти катастрофа в бизнесе.
  • Клубная культура. Сотрудники приходят в компанию и, как правило, не уходят из неё до самой пенсии, изучая все аспекты работы – от самого низа до высоких должностей. Плюсы культуры: в компании складывается дружелюбная, почти семейная атмосфера, никто не пытается никого «подсидеть». Минусы – практически нет притока молодых кадров, пока кто-то не выйдет на пенсию, присутствует дефицит новых идей.
  • Академический вид. Сотрудники приходят в компанию, имея за плечами только образование, а опыт получают уже непосредственно на рабочем месте. Компании сами обучают сотрудников так, как им нужно. Плюсы: хорошие отношения внутри коллектива, поддержка молодых кадров. Минусы: уходя в другую компанию, сотрудникам приходится получать другие навыки практически с нуля.
  • Оборонный вид. Такой тип отношений рождён кризисом, когда компании возникают и исчезают очень быстро, не давая никаких гарантий сотрудникам. Плюсы: при определённой степени везения талантливый сотрудник может быстро подняться по карьерной лестнице. Минусы: лёгкое избавление от сотрудников, минимум обязательств по отношению к работникам, отсутствие чёткого плана действий, так как организатор настроен только на большую и быструю выгоду исключительно для себя.

Элементы корпоративной культуры

Конечно, никому бы из нас не хотелось сталкиваться постоянно с четвёртым видом культуры в рабочем коллективе, так как по сути он подразумевает фактически обесценивание любых инициатив и талантов. Поэтому будем отталкиваться от более полезных в мире бизнеса видов. Каждый вид включает в себя элементы корпоративной культуры, которые, в общем-то, примерно одинаковы. Какими они бывают?

  • Солидарность каждого сотрудника с общей целью компании, понимание её места роли в мире бизнеса.
  • Понимание своей роли в коллективе и стремление качественно выполнять свою работу.
  • Общение в команде.
  • Умение правильно распределять рабочее время.
  • Значимость традиций в компании.
  • Понимание норм и принципов работы.
  • Соблюдение этики отношений в коллективе.
  • Правильно работающая система мотивации.
  • Единый стиль внешнего вида.
  • Правильный распорядок рабочего времени и отдыха.

Итак, виды и элементы корпоративной культуры мы разобрали. А что помогает поддерживать здоровую корпоративную культуру в коллективе? Это и награды для лучших сотрудников, и внимание к ветеранам труда, и забота о семьях работников (подарки для детей на Новый год, профсоюзы, и т. п.), и уважительное общение, и организация корпоративов, и собственный гимн, который помогает сплотить коллектив. Заказать собственный гимн – значит, обеспечить успех своему бизнесу.

Удачи!